Капитальным ремонтом домов должны заниматься специалисты

24.12.2018
Недобросовестные подрядчики, некачественно выполненные работы, как результат, на ветер выброшенные деньги – все эти обстоятельства заставляют собственников идти в суды и добиваться справедливости. Почему так происходит, ведь люди заплатили за капитальный ремонт, а вынуждены испытывать неудобства?!

Откуда берутся недобросовестные подрядчики?

В первую очередь эти вопросы сегодня направлены к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, в ведение которого входит «контроль состояния жилищного фонда и капитальный ремонт жилищного фонда за счет бюджета города», а также к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области – «специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». По долгу службы они отвечают за капремонт и его качество.

Неоднократно поднимались проблемы с качеством проведения тендеров. Тендерные процедуры должны завершаться к началу сезона проведения работ, а не к концу. Исполнители подряды получают в сентябре и в режиме «срочно-обморочно» пытаются что-то сделать, а если нет необходимых ресурсов и их надо нанимать на субподряд, не делают ничего. Другой камень преткновения – слишком большие лоты, которые можно разбить и дать работу нескольким организациям. Получая такой лот, например 11-12 объектов, один подрядчик не может осилить слишком большой объем, поэтому страдают качество, сроки и собственники квартир.

Как известно, при приватизации квартир многоквартирные дома (МКД) должны были передаваться с капитальным ремонтом или, по крайней мере, с обязательствами его выполнить. Но по факту вышло по-другому: вместе с правом частной собственности на людей возложили все обязательства по ремонту и содержанию домов и инфраструктуры. Однако жильцы воспользовались другим правом, данным статьей 16 Федерального закона №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года, обратились в суды с исками к органам местного самоуправления, где требовали выполнить обязательства по капремонту. В 2011-2013 годах были вынесены решения, обязавшие администрацию Ульяновска провести капремонт. Обрадованные победой собственники рассчитывали, что на этом все их проблемы закончились. Но…

На смену судебным тяжбам пришли недобросовестные подрядчики. Люди недоумевают, как и каким образом проводился их отбор и почему они так непрофессионально и халатно относятся к вверенному им для ремонта имуществу. Что не так? Многое! Разберем по пунктам.

Первое – нарушение сроков начала и окончания выполнения работ.

Второе – непрофессиональное и халатное отношение к имуществу: типичная ситуация, когда работники вскрывали кровлю и затягивали укладку нового материала, в результате – квартиры верхних этажей оказывались затопленными дождем.

Третье – несоблюдение технологии, игнорирование требований управляющей организации «Жилстройсервис» об информировании о ходе работ. Какой материал, сколько слоев шло на ту же кровлю, оставалось загадкой, разгадывали которую уже потом, когда приходилось устранять последствия.

– Специалисты подрядных организаций в УО «Жилстройсервис» не предоставляют никаких документов. Было несколько случаев, когда в ходе работ у собственников затапливало квартиры, были суды. Мы ни разу не видели ни смет, ни сумм, ни перечня материалов, которые используются в ремонте. А ведь на нас лежит ответственность по содержанию и эксплуатации жилого фонда, мы представляем интересы собственников, поэтому просто обязаны знать эту информацию, отчитываться в ГИС ЖКХ, иначе нас могут оштрафовать. Но ситуация, получается, складывается лишь в пользу недобросовестных подрядчиков – и управляющая организация, и собственники оказываются перед фактом новых проблем. А ведь можно все сделать цивилизованным путем и избежать многосторонних конфликтов, – комментирует начальник юридического отдела «Жилстройсервиса» Надежда Егорова.

Сюда не ходи – снег башка попадет

Вовлечение собственников в процесс управления многоквартирным домом должно иметь границы, считают специалисты. Незнание той же строительной или инженерной специфики и простое человеческое доверие при заключении договора могут таить неприятные неожиданности. Здесь речь идет о том, что Фонд модернизации ЖКХ разрешает старшим по домам заключать договоры на капремонт от физических лиц – напрямую, минуя управляющую компанию и возлагая на себя серьезную ответственность.

Как правило, последствия не заставляют себя ждать. Так, на проспекте Ленинского Комсомола, д. 37 и проспекте Ульяновском, д. 18 собственники напрямую заключили договор. В первом доме ремонтировали инженерные коммуникации, после чего в квартирах полилась грязная вода, которая была подана в трубы без проведения предварительного бактериологического и химического анализа и очистки. Во втором доме ремонтировали фасад – межпанельные швы… без вскрытия, просто сверху «налепили»; в итоге  все вздулось, потому что была нарушена технология скрытых работ, теперь необходимо переделывать. Появились жалобы на промерзание и сырость.

– К сожалению, такая инициатива оказалась наказуемой: когда старшие по домам напрямую подобрали подрядчиков, а те оказались недобросовестными, выполнили некачественно свою работу и плюс нанесли ущерб общедомовому имуществу. Действительно, у старших по домам есть право заключать договоры с подрядчиками, но многие из них – люди, не имеющие специальной подготовки, технического образования, большинство – пожилого возраста, они иногда просто доверяют. Неспециалисты могут не знать всех «подводных камней», которые таят в себе подобные взаимоотношения, у них нет возможности произвести надлежащий технический надзор за ходом работ. При этом ответственность (вплоть до уголовной) за последствия ложится на старшего по дому. Мы разослали информационные письма, где все это разъясняем, чтобы уберечь людей об необдуманных действий, – рассказывает Надежда Евгеньевна Егорова.

Но дело не только в ответственности, а опять-таки в том, что управляющая организация, которая, подчеркнем, обслуживает и эксплуатирует дома, снова остается в стороне.

– В такие договоры управляющие компании не включают никак – даже не учитывают нас как третью сторону. Мы не видим технологии выполнения работы, а когда вскрываются недостатки, к нам поступают жалобы от жильцов как к эксплуатирующей организации. В большинстве случаев источник проблем – именно нарушение технологии выполнения работ, – говорит начальник юротдела.

В итоге подрядчиков никто не контролирует. Так, ООО «Контраст-2» должно было завершить кровельные работы 30 сентября, а на деле – дождались снегопадов. И нередки случаи, когда при ремонте крыши даже не организуется должное ограждение с предупреждающими знаками для сброса старого демонтированного материала. Клочки старой кровли летят на газоны, деревья и людей. Или горе-подрядчики после заключения договора не спешат даже создать видимость бурной деятельности и приступить к выполнению работ.

Хотели как лучше, а теперь приходится только жаловаться!